Отвечая на частный запрос, Минфин России пришел к выводу о том, отныне при составлении Акта сдачи-приемки работ детализировать перечень работ необязательно. Об этом говорится в письме № 02-06-10/16186 от 09.04.2014г.
В комментируемом письме сказано, что достаточно указать общее описание работ. Конкретный вид работ стороны могут согласовать между собой в устной форме при заключении договора.
Перечень всех обязательных реквизитов первичных документов приведен в ч.2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011г. Одним из них является содержание факта хозяйственной деятельности. Но здесь возникает вопрос: можно ли в акте указать только обобщенное название работ или надо подробно указывать содержание всех действий подрядчика.
По правде говоря, новыми рекомендациями пользоваться нужно с осторожностью, хотя они и делают работу организации немного легче.
Для организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги рисков никаких нет. А вот заказчики могут потерять расходы, если в составленном акте будут указаны только общие фразы, т.к. без детализации работ или услуг инспекторы часто снимают расходы по первичным документам, мотивируя это тем, что расходы не подтверждены документально. Отстоять свою правоту удастся только в суде (пост. Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.12 № А74-2763/2011). Впрочем, это не единственная претензия налоговиков к актам (список других претензий, предъявляемых налоговиками см. в конце статьи).
Для оформления документов организация может использовать несколько вариантов:
1. В акте можно указать полную детализацию работ или услуг. В этом случае у налоговиков точно не возникнет претензий. Этот вариант подходит для услуг, по которым часто возникают претензии. К примеру, оказание юридических, маркетинговых, консультационных и прочих.
2. Полный перечень услуг указать в смете, которая, обычно является приложением к договору или контракту, а в самом акте обозначить только их краткое описание.
3. Ну и третий, самый рискованный вариант. Перечень работ или услуг можно вовсе не согласовывать, а в случае возникновения спора с налоговым инспектором сослаться на разъяснения Минфина. И если работы и услуги действительно были оказаны, то организация, скорее всего, сможет отстоять свои права.
Также советуем заранее (при оформлении договора либо контракта) согласовать форму документа и сделать его приложением к основному документу. Сделать это необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений и по следующим моментам:
1. В случае, если в акте не указаны номер и дата договора, то инспектор может оспорить реальность работ или услуг и тогда защититься не удастся уже даже в суде (пост. Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.11 № А53-16391/2010).
2. Зачастую инспекторы требуют отчеты, подтверждающие маркетинговые или консультационные услуги. И если организация не сможет предоставить подтверждающие отчеты, то в этом случае расходы будут сняты. Суды обычно признают, ненужность подобных документов (пост. Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.13 № А40-70444/12-20-391).
3. Случается так, что Подрядчик составляет акт до окончания работ и стоимость израсходованных материалов списывает позднее. В этом случае налоговики снимают расходы, т.к. считается, что договор уже выполнен. Защититься организациям удается в суде (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.13 № А06-4037/2012).
Добавить комментарий