Компаниям, которые используют в работе автотранспортные средства, порядок списания ГСМ доставляет много хлопот, а кое-кому скорее всего приходилось даже поспорить с ревизорами на тему «как правильно списать ГСМ, существуют ли какие-либо нормы списания, да и нужны ли эти нормы?»
Многие предприятия имея в наличии автотранспортные средства, применяют их в управленческих целях. Стоимость ГСМ включается в состав затрат по мере их использования на основании данных, указанных в путевом листе.
Госкомстат РФ в своем постановлении № 78 от 28.11.1997г. утвердил формы путевых листов, которые обязательны для всех автотранспортных организаций. Использовать утвержденные формы могут и другие организации. Организация может разработать и свою собственную форму, но при этом в ней должны быть указаны как реквизиты, обязательные для всей «первички» (п. 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете»), так и реквизиты, установленные в приказе Минтранса России № 152 от 18.09.2008г.
Служебный характер пользования автомобиля и экономическую целесообразность затрат на ГСМ надо подтвердить. Для этого необходимо в путевом листе детально изложить все данные о маршруте следования автомашины.
В НК РФ ничего не говорится о необходимости нормировать горюче-смазочные материалы. Но есть требование о необходимости подтвердить экономическую обоснованность затрат.
Доказать обоснованность затрат можно с помощью утвержденных нормативов, которые должны быть у фирмы. В противном случае, доказать обоснованность затрат не получится.
Существуют утвержденные Минтранс РФ методические рекомендации (распоряжение № АМ23р от 14.03.2008г.). Указанные в этом документе нормы предназначены в основном для автотранспортных предприятий. Другие же организации могут их использовать в своей работе, но не обязаны.
В зависимости от целей использования служебного автомобиля организацией, затраты на приобретение ГСМ организация сможет учесть в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) и прочих расходов, (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако, Минтранс России своим Распоряжением от 14.05.2014г. № НА-50-р внес изменения в ранее действующее Распоряжение № АМ-23-р от 14.03.2008г. Согласно этому распоряжению, добавляются 2 раздела: легковые автомобили отечественные производства и производства стран СНГ, выпущенные с 2008 г.;
легковые автомобили зарубежные производства выпуска с 2008 г.
В целях налогообложения прибыли Минфин России рекомендует использовать в работе нормы Минтранса РФ. Если же вдруг по каким-либо маркам автомобилей нет утвержденных норм, то тогда их можно установить самостоятельно (письма Минфина РФ № 03-11-11/288 от 17.11.2011 г., № 03-03-06/4/67 от 10.06.2011 г. № 03-03-06/4/67). Хотя при проведении проверки инспектор может исключить сверхномативные затраты из расходов, но на практике, суды, в большинстве своем, поддерживают налогоплательщиков (пост. ФАС Московского округа от 28.09.2007 г. по делу № КАА41/986607).
Добавить комментарий