Как правило, в любой организации есть служебный автомобиль, но далеко не каждая занимается платными перевозками. Чаще всего автомобиль используется для перевозки грузов самой организации или доставки сотрудников.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. Правилами дорожного движения (пункт 2.1.1) у водителя должен быть в наличии путевой лист (в установленных случаях), и по требованию сотрудников полиции и Ространснадзора он должен предоставить его для проверки. Если же водитель управляет автомобилем, не имея оформленного путевого листа, то согласно п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ ему может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф в размере 500 руб.
Однако на практике зачастую путевого листа водитель при себе не имеет. Давайте разберемся, в каких случаях путевой лист необходим, а когда можно обойтись и без него.
Перевозки могут быть двух видов: договорные и внутрифирменные.
Организация может оказывать услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа на основании договора перевозки. Такие услуги являются платными и за их оказание в соответствии со ст. 784 и 790 ГК РФ взимается провозная плата. Условия оказания платных перевозок, связанных с оказанием услуг, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В п. 14 ст. 2п. Законом 259-ФЗ путевой лист определен как документ, необходимый для учета и контроля работы транспортного средства и без его оформления осуществлять возмездные перевозки запрещается (ст. 6 Закона 259-ФЗ).
Порядок заполнения и обязательные реквизиты путевого листа утверждены в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Составлять и оформлять путевой лист должен бухгалтер. Так что при оказании услуг, связанных с коммерческими перевозками никаких неясных моментов с путевыми листами нет.
Если же организация осуществляет перевозки для своих внутренних целей, наличие путевого листа не является необходимым. Это следует из действующих на сегодняшний день в России общих Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, Во всяком случае, в этом документе нет никаких указаний об оформлении путевого листа, если перевозка не является возмездной. Выходит, что если перевозка не является возмездной, то путевой лист составляется по решению руководства организации.
Тогда возникает вопрос, где же указывать информацию о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра, который является обязательным (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)? Ведь штамп «допущен к рейсу» и подпись проводившего осмотр медработника должны присутствовать именно на путевом листе.
Исходя из того, то документ Минздрава не может обязать организацию составлять путевой лист, информация о проведенном медицинском осмотре заносится в специальный журнал, который хранится в организации.
Это что касается перевозки грузов. Если же автомобиль осуществляет перевозку людей, то служебные удостоверения сотрудников или список, который должен был у водителя, подтвердит их статус.
Добавить комментарий